Независимо
от того, когда и почему вас посетила эта мысль, знайте: в ближайшие
несколько лет именно она будет определять ваше родительское бытие и
сознание. Такую магическую власть имеет Слово, которое, как известно,
было вначале...
Прежде чем действовать (то есть бежать за букварем в магазин, за
советом к подруге, в детский клуб - к кубикам Зайцева), постарайтесь
ответить себе на два вопроса.
Первый: для чего я хочу научить малыша читать
именно сейчас, когда ему полтора года (три года, пять лет)? Исключите
приведенные ниже варианты как не совсем точные, не всегда объективные,
вполне не-научно обоснованные:- чтобы маленький человек не тратил драгоценное время зря: раньше всему научится - жизнь будет длиннее;
- если малыша ничему не учить, а только с ним играть, ему будет скучно: в итоге вырастет неинтересный человек;
- надо использовать тягу маленького ребенка к познанию окружающего мира: только в раннем детстве дети впитывают знания как губка;
- пусть научится читать пораньше, ему в школе легче будет;
- раннее развитие предполагает обязательное научение чтению, а мы - за раннее развитие!
Придумали свой вариант ответа (я подсказывать не буду)? Идем дальше.
Отвечайте на второй вопрос: что мой ребенок будет с
умением читать делать дальше? Колоссальные затраты времени и сил,
вложенные в обучение чтению малыша, сойдут на нет буквально в течение
2-3 месяцев, если вы перестанете с ним, якобы "уже умеющим читать",
заниматься.
Меня трудно обвинить в пристрастном отношении к педагогике Марии
Монтессори (мой младший сын ходит как раз в Монтессори-садик), но еще
великий русский психолог Выготский, извините за вольный пересказ
классика, критиковал отдельные положения ее методики. Да, Монтессори
могла за три месяца научить трехлетних детей, к тому же не вполне
умственно здоровых, писать каллиграфическим почерком. Но что писали
малыши? "Добрый день, доктор Монтессори", "С Новым годом, доктор
Монтессори"... Научить складывать буквы или слоги в слова - не значит
научить ребенка читать. В том, как мы запоминаем, как пользуемся речью
и языком, очень важную роль играет понимание смысла прочитанного,
соотнесение его с реальной жизнью.
Чтение - это гораздо большее, чем механическое складывание букв в
слова, а слов в предложение. Чем больше к моменту обучения чтению у
ребенка накопилось собственного прожитого и прочувствованного опыта, с
которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова
для него значат. Если малышу приходилось есть яблоко, семечки сажать в
горшочек, поливать их, выросший росточек пересаживать на даче,
прочитать слово "яблоко" ему будет несравнимо легче.
Готов ли ребенок учиться читать?
Это можно проверить с помощью довольно объемного теста, который мы
публикуем ниже. Если на большинство вопросов вы честно дадите
положительный ответ, можете активизировать процесс обучения чтению -
даже если вашему малышу всего лишь два с половиной или три года.
Развитие познания
- Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый - левый, большой - маленький, внутри - снаружи.
- Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации,
например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые не могут
катиться.
- Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
- Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания взрослых?
- Может ли ребенок назвать большинство букв алфавита?
Базовый опыт ребенка
- Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин; бывал ли он в зоопарке, на даче?
- Был ли малыш в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу книгу или рассказывать истории?
Языковое развитие
- Может ли ребенок назвать окружающие его предметы?
- Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли он объяснить, для чего служат различные вещи - щетка, пылесос, холодильник?
- Может ли малыш сказать, где расположены предметы: на столе, под столом, около стола?
- Четко ли малыш выговаривает слова?
- Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
- Способен ли он участвовать в общем разговоре, разыграть какую-нибудь ситуацию или сыграть в домашнем спектакле?
Уровень эмоционального развития
- Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
- Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня?
- Способен ли он работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Общение
- Включает ли малыш в игру других детей, делится ли с ними игрушками?
- Соблюдает ли очередность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли слушать других, не перебивая?
Физическое развитие?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков - игры с мячом, прыжки, спуск и подъем по лестнице?
- Выглядит ли малыш бодрым и увлеченным? А здоровым, сытым отдохнувшим?
Зрительные способности
Зрительные различия
- Может ли идентифицировать схожие и несхожие предметы?
- Может ли различать по написанию буквы и короткие слова: б/п, кот/год?
Зрительная память
- Заметит ли ребенок отсутствие картинки, если ему сначала показали три картинки, а затем одну из них убрали?
- Знает ли малыш написание своего имени и хотя бы 4-5 коротких названия предметов (нос, сын, стул, стол, хлеб)?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребенок разложить по порядку (то есть в заданной взрослым последовательности) серию картинок?
- Понимает ли он, что читают слева направо?
- Может ли самостоятельно сложить головоломку (пазл) из 15 предметов?
- Может ли интерпретировать картинку на знакомые темы: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Слуховые способности
Различение на слух. Запоминание со слуха. Понимание на слух
- Может ли ребенок рифмовать слова?
- В состоянии ли он повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Может ли различать слова, начинающие с разных звуков: лес/вес, кот/пот?
- Способен ли пересказывать услышанную только что историю, сохранив основную мысль и последовательность?
Отношение к книгам
- Возникает ли у малыша желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
- Задает ли он вопросы о словах и печатных знаках?
Чтение - это...
Чтение - это волшебная нить, соединяющая мысль ребенка с напечатанным словом.
Чтение - это только верхушка айсберга, которая видна над водой: вся внутренняя работа малыша остается невидимой для нас.
Чтение - это связь всего предшествующего жизненного опыта ребенка с нынешним воспроизведением окружающей его действительности.
Чтение - это одновременно и процесс, и результат. Данный симбиоз,
хотим мы этого или нет, невозможен без таких составляющих, как:
- особенности личности ребенка;
- отношение малыша к книгам;
- развитие его мышления и сферы ЧуВСТВ, ЭМОЦИЙ;
- словарный запас;
- образ себя (включая самостоятельность);
- отношения с родителями.
Вывод: чтение является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. Чтение не одинаково как процесс (когда мы учим читать) и как результат (когда ребенок понимает прочитанное).
А мы все удивляемся: одному в три года буквы покажи, через неделю
зачитает сам; с другим три года занимайся каждый день, еле-еле по
слогам к первому классу слова научится складывать. Ждать быстрого
результата "по чтению" у такого малыша бессмысленно, все придет в свое
время. Мы же не удивляемся, если занимающиеся в одной и той же
изостудии дети-дошкольники рисуют совершенно по-разному - вроде, так и
должно быть. А вот читать все почему-то должны научиться одинаково.
Мир во мне и вокруг
По мере взросления ребенок начинает постигать существование двух
миров - "внутри меня" и "вокруг меня". Возможно, именно из осознания
этого факта рождается потребность расширять свои знания об окружающей
(внутренней и внешней) действительности с помощью книг.
Вот как взаимодействуют внешние и внутренние факторы, по мнению американского психолога Джеральдины Чейпи.