«Ура! Вот оно – первое слово, а вот еще, и еще. Ну,
слава богу, он заговорил. Теперь порядок!», – так, или приблизительно
так думает каждый родитель, когда его малыш начинает внятно произносить
слова. Но это только самый первый шаг ребенка на пути овладения великим
и могучим родным языком. Не спешите почивать на лаврах. Теперь
предстоит самое сложное – закрепить интерес малыша к речи. Итак, вот
несколько правил для усвоения и закрепления речи дошкольника.Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте
себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська».
А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по
дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и
поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и
так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему
вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит
Вам ваше чадо.
Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком.
Да-да! Именно разговаривайте С ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете
сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша,
что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше.
Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка
отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните,
что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше
времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда
он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и
рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко
можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.
Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями.
Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом
предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На
прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у
малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите
вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути
встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой,
Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А
какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это
большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает
затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было
где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).
Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером,
перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали.
Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте
планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с
Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал
нового и интересного, чем занимался в течении дня.
Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша.
Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на
это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев
интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако,
расскажите ему, что облако – белое, похоже на верблюда, оно быстро
летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы
с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о
нем. Таким образом Вы развиваете не только речь ребенка, но и его
воображение.
Правило шестое, и последнее: Говорите правильно.
Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда
должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок –
это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все что Вы делаете, говорит и
делает Ваш малыш.
Вот и все что я хотела Вам рассказать. Я надеюсь, мои рекомендации
помогут Вам и Вашему ребенку получше понять друг друга, и стать лучшими
друзьями.
|