день знаний, цветы, банты и поздравления -
позади, начались учебные будни. А восторженное "я уже
большой, хожу в школу" у многих школьников сменилось
обреченным "опять эти уроки".
Почему же так происходит? Все просто - дети не умеют учиться.
Да, да, им преподают азы точных и гуманитарных наук, не научив
тому, как усваивать и применять эти знания. Впрочем, учиться, как
известно, никогда не поздно. Так что - начнем.
Ненавязчивый мотив
Саша уже со старшей группы мечтал о школе. Еще бы - у
брата-третьеклассника такой красивый рюкзак, много красочных
учебников, костюм с жилетом как у взрослого и главное, ему не нужно
спать днем и пить молоко с пенкой на полдник! Родители радовались и
всячески поощряли его интерес: в школу ходят взрослые детки, там
будет много новых друзей, вот станешь школьником - сможешь
самостоятельно гулять во дворе. Через неделю после торжественной
линейки Саша потерял к учебе интерес. Плата за рюкзак, костюм и
отсутствие пенок - в виде скучных уроков и непонятных заданий -
была несоразмерно велика. А зачем еще нужна школа, он не
понимал.
Каждому ребенку нужна мотивация - простая и понятная. Он
должен знать четкий ответ на вопрос: для чего мне нужно учиться?
Правильный ответ: это интересно и полезно. Зачем
нужно учиться читать? Чтобы прочитать самому вторую главу
"Гарри Поттера", а не ждать, когда мама освободиться. А
если ты научишься красиво писать, то сможешь сам (представляешь!)
подписать бабушке открытку. А не будешь знать математики - не
сможешь правильно распорядиться своими карманными деньгами.
Помнишь, как Буратино не умел считать и чем это закончилось?
Неправильный ответ: будешь плохо учиться - не
купим новый телефон (плеер, лишим похода в кино). В этом случае
ребенок будет ориентирован не на сам процесс учебы, а на
результат-оценку. Именно такие дети грустно канючат на переменах:
"Марьиванна, ну не ставьте мне тройку, ну пожа-алуйста".
Сами с усами
Аленка любит школу. Вот только учеба ей дается тяжело. Дома, с
мамой - все просто и понятно. Мама решит задачку - дочка перепишет
красиво в тетрадку. Мама прочитает, перескажет - Аленушка повторит.
А в школе ничего не получается, особенно когда учительница дает
выполнить задание самостоятельно. Остается только плакать и
просится к маме, а так только маленькие себя ведут.
Ребенка необходимо научить самостоятельно работать с
информацией. Извлекать нужную, анализировать ее и делать выводы. А
для этого родители должны как можно чаще задавать вопросы, а не
давать готовые ответы. Можно попробовать поиграть дома в школу:
пусть ребенок "примерит" на себя роль учителя и сам
попробует дать задание или расспросить "ученика". В этом
случае вы еще и сможете составить представление о школьной жизни
чада - ребенок наверняка станет копировать манеру своего педагога.
Правильно: задавать наводящие вопросы. Кто главный
герой? Какой он? Почему ты так решила? Какое условие у задачи? Как
ты думаешь, здесь нужно вычитать, или делить?
Неправильно: пока все не сделаешь, из-за стола не
выйдешь!
Дисциплинарное взыскание
Родители-психологи четко знали: у ребенка ведущая деятельность
- игровая. Поэтому обучать Дашу чтению брался игрушечный Буратино,
числам учила мама зайчика, спасающая зайчат от бабы-Яги. На
домашних уроках пели и плясали, шутили, смеялись, прятались и пили
чай с конфетами. То, что урок может быть не волшебным, а учитель -
строгим, привело Дашу в недоумение. Умная развитая девочка, она
плохо воспринимала материал и постоянно получала замечания за
поведение.
Умение учиться - это еще и дисциплина. Конечно, речь идет не
о суровой муштре "руки- полочкой-спина
прямая-что-ты-улыбаешься-Иванова?". Но ребенок должен
понимать, что в школе, как и везде, существуют четкие правила
поведения, и их нужно соблюдать. В первую очередь для того, чтобы
не пропустить что-то важное и интересное.
Правильно: у нас дома, у папы и мамы на работе, и
у тебя в школе - везде есть свои правила. Учительница ругает тебя
не потому, что она злая. Просто она хочет, чтобы вы все научились
разным полезным вещам, а для этого необходимо внимательно ее
слушать и не шалить.
Неправильно: будешь вертеться на уроке -
учительница тебе поставит два.