Как стимулировать музыкальные занятия ребёнка? Вопрос важный
и актуальный. Многое здесь может сделать учитель, давая играть пьесы,
которые ученику нравятся, организуя классные концерты, конкурсы, другие
выступления. Но немалая роль принадлежит и родителям.
Домашние концерты
Домашние концерты можно организовывать, например, к семейным
праздникам, другим праздничным датам. Такие концерты дети любят,
с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя
музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты или
самостоятельно приглашая гостей по телефону. Вот несколько советов
по подготовке к такому концерту.
— Первое время не приглашайте слишком много гостей, но кто-то кроме
домашних должен быть обязательно. Это повышает ответственность юного
концертанта.
Сейчас я репетитор с 15-летним стажем работы и кучей учеников,
свободно болтающих по-английски и оставляющих благодарственные отзывы
в мой адрес. Но когда-то все было совсем по-другому...
В 1998 грянул дефолт и на фирме, где я работала переводчицей,
в одной из крупнейших в мире американской компании ACNielsen, начались
сокращения. Попала под сокращение и я. Засевши дома, я вскоре поняла,
что надо как-то приспосабливаться к изменившимся условиям
и зарабатывать на жизнь, и набрала учеников. Надо сказать, что
репетиторством я занималась и до этого, но все попытки кого-то обучить
английскому заканчивались неудачей. Это притом, что я сама отлично
знала язык. Из этого я сделала для себя первый вывод: если человек
хорошо знает язык, это еще не значит что он может научить тому
же другого. Например, мы все свободно говорим на своем родном языке —
русском. Но вот, например, вам предложили завтра встретиться с группой
студентов из-за рубежа и провести с ними урок русского языка. Многие
ли решатся на это, не зная методики, принципов обучения, техники? Даже
если и решатся — что из этого получится на практике? В том-то все
и дело...
Сыну или дочке исполняется 5 — 6 лет, и большинство родителей
(в городах, согласно опросам, более 60%) отводят ребёнка в какие-либо
кружки, спортивные секции, студии. Или в музыкальную школу. Нередко
выбор зависит от простой случайности: музыкальная школа недалеко
от дома. Или знакомые водят своего ребёнка на карате и за компанию
веселее.
При этом, если, скажем, у малыша явная склонность к музыке,
но музыкальная школа далеко, а секция карате — в соседнем доме,
возможны ошибки. В том числе, судьбоносные. Потому что к обучению игре
на музыкальном инструменте (особенно, если речь идёт о подготовке
музыканта-профессионала) надо приступать как можно раньше. Пока связки
рук мягкие и подвижные.
Родители нередко просят: «Прослушайте моего ребенка. Стоит ли вести
в музыкальную школу?» Такое прослушивание, занимающее несколько минут,
ответственное дело. Потому что за короткое время можно не разглядеть
музыкальный талант ребёнка. Особенно, если он стесняется «чужого дядю»
или не владеет голосом и потому поёт фальшиво. Подобные ошибки
случаются и на экзаменах в музыкальную школу, где ещё больше поводов
для волнения, а у педагогов нет времени подробно разбираться с каждым
маленьким музыкантом. Как же свести случайность до минимума?