Не смотря на то, что в школах сейчас очень трепетно относятся к
«новоприбывшим» - делают все, чтобы первокласснику понравилось в школе,
чтобы он чувствовал себя комфортно и защищенно - первые дни учебы
требуют мобилизации всех его интеллектуальных и физических сил. Очень
многие, на первый взгляд совершенно простые вещи, представляют
трудности для маленьких учеников. Им сложно высидеть урок в одной и той
же позе, не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать не
то, что хочется в данный момент, а то, что требуется, не выражать вслух
эмоции и чувства, которые переполняют маленькую душу от новых
впечатлений. Поэтому необходимо время, чтобы ребенок усвоил новые
правила, приспособился к ним не только психологически, но и
физиологически.
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее
всего приходится на уроках русского языка. Слабые мышцы пальцев и
кистей рук малыша быстро устают. Задача пап и мам - помочь ручкам
малыша. Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения,
как "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки
поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и
мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на
левой руке, а затем одновременно на двух руках. "Человечек" -
указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по
столу. "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а
указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и
такое упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно
сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале
медленно, а потом все быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как
изобразить зайчика, лисичку, собаку. Научите этому своего малыша.
Но
кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические
упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации
движений руки, зрительного восприятия и внимания.
Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе.
Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования
показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма
испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и
космонавты в момент старта.
Если возникают трудности...
Навыки
письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения
возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть
умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в
этом случае?
- Лучше, конечно, предупредить эти трудности и
заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти
упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них
полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время
приготовления уроков.
Как быть, если у ребенка возник конфликт с учителем?
-
Во-первых, еще до разговора с педагогом попробуйте понять, что
происходит. С точки зрения вашей, учителя, ребенка. Не забывайте, что
интересы и желания ребенка не всегда совпадают с целями и желаниями
взрослых.
- Затем внутренне, психологически подготовьтесь к
предстоящему разговору с учителем. Не исключено, что учитель сразу
станет защищаться или, наоборот, нападать на вас. Этому его научил
прежний, не всегда приятный опыт общения с родителями. Постарайтесь
убедить его, что вы ищете выход из ситуации, а не козла отпущения.
-
Полезно будет овладеть грамотной техникой ведения беседы. Она не раз
вам пригодится в других сложных ситуациях. Вот один из приемов. После
того как собеседник закончил очередную мысль, скажите: "Если я вас
правильно понял(-а)..." - и кратко повторите то, что он только что
говорил. Он подтвердит, что понят правильно, и вы можете начать
высказывать свое мнение.