Главная » 2009 » Ноябрь » 6 » Упражнения для подготовки руки ребенка к письму
14:10
Упражнения для подготовки руки ребенка к письму
Наверное (и многие родители с этим согласятся), первоклашке труднее
всего приходится на уроках русского языка. Слабые мышцы пальцев и
кистей рук малыша быстро устают. Задача пап и мам - помочь ручкам
малыша. Для тренировки пальцев можно выполнять и такие упражнения,
как "пальчики здороваются" - кончик большого пальца правой руки
поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и
мизинца. Потренировавшись, попробуйте "поздороваться" пальчиками и на
левой руке, а затем одновременно на двух руках. "Человечек" -
указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по
столу. "Слоненок" (средний палец выставлен вперед - хобот, а
указательный и безымянный - ноги) "идет" по столу. Покажите малышу и
такое упражнение: выпрямите кисть, плотно сомкните пальцы и медленно
сжимайте их в кулак. Поочередно выполняйте его каждой рукой вначале
медленно, а потом все быстрее и быстрее. Да вы и сами знаете, как
изобразить зайчика, лисичку, собаку. Научите этому своего малыша.
Но
кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические
упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации
движений руки, зрительного восприятия и внимания.Игра "Я самый меткий"
Ребенок должен проводить линии карандашом, точно попадая в мишени (руку не отрывать). Пройди по узкому лабиринту и выйди из него, не задевая стен. Проведи свой корабль кратчайшим путем так, чтобы он не сел на мель. Попади мячом в баскетбольную корзину. Попади стрелой в центр мишени (линия должна быть прямой). Найди выход из пещеры. Проследи путь бабочки. Задания
вы можете придумать и сами, но старайтесь, чтобы ребенок проводил линии
и прямые, и волнистые, чтобы лабиринты были и широкие, и узкие.
Игра "Узнай, кто я"
Ребенку
предлагается определить по точкам, что нарисовано. "В этих точках
кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам, и
ты узнаешь это. Старайся не отрывать руку". Таким образом по точкам
можно рисовать разные фигуры животных, цветы, посуду, мебель, машинки
(так, чтобы не было слишком сложно и знакомо ребенку). Ребенку в
процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет
(например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то
так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат
ту информацию, которую им дает глаз. Многим малышам подобного рода
задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В
последнем случае внимание у детей раздваивается и они не могут
скоординировать действия глаза и руки. На листе бумаги нарисуйте
постепенно усложняющиеся фигуры и предложите ребенку как можно точнее
их срисовать. Или же нарисуйте домик, отдельные детали которого
составлены из элементов прописных букв. Это задание позволит вам
выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец,
умение точно скопировать его, выявить особенности развития
произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной
координации и тонкой моторики руки. Эта методика может
использоваться на собеседованиях при определении готовности детей к
школьному обучению. По ходу выполнения задания обратите внимание на
следующее: -какой рукой малыш рисует (правой или левой); -как он
работает с образцом, часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные
линии над рисунком-образцом, сверяет ли с ним сделанное или, мельком
взглянув на образец, рисует по памяти; -быстро или медленно проводит линии; -отвлекается ли во время работы; -высказывается ли и задает ли вопросы во время рисования; -сверяет
ли после окончания работы свой рисунок с образцом. Когда ребенок
сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у
него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, он может их
исправить.
Игра "Буратино учится" Для этой игры нужно приготовить тетрадь в клеточку и карандаш. Буратино
начал рисовать и не закончил узор, помоги ему выполнить задание.
Буратино срисовал узор, но наделал много ошибок. Сравни два узора и
найди в работе Буратино ошибки. А теперь нарисуй узор, не допуская
ошибок. В тетрадях в клеточку можно выполнять и такие задания: вы
по клеточкам рисуете, например, кораблик, домик, грибок, робота, а
малыш должен точно повторить ваш рисунок.
И в заключение
"теппинг-тест", упражнение на развитие выносливости и быстроты мышц
кисти руки. Начертите на листе бумаги 10 квадратов (сторона квадрата не
меньше 4 см). В этих квадратах ребенок должен поставить по всей площади
как можно больше точек. Работа в максимальном темпе продолжается 30
секунд, через каждые 3 секунды ребенок переходит к следующему квадрату.
Затем подсчитайте количество проставленных точек в каждом квадрате и
общее количество точек за 30 секунд. Для работы используйте простой
мягкий карандаш. Количество точек, проставленных ребенком за 30 секунд,
является показателем быстроты работы (максимального темпа), а изменение
количества точек в последнем квадрате в сравнении с первым
свидетельствует о его работоспособности и выносливости. Если ребенок
вначале работает быстрее, а затем идет снижение темпа, это говорит о
быстрой утомляемости. Наоборот, повышение темпа работы или равномерное
его выполнение свидетельствует о высокой работоспособности и хорошей
выносливости. Желательно это упражнение проводить для обеих рук. Обязательным
условием упражнения является работа в максимальном темпе без остановки.
Кроме того, скажите ребенку, что точки нужно стараться ставить в разные
места квадрата, чтобы можно было их потом подсчитать.