Проблема с почерком - довольно распространенная в начальной школе.
Обучение письму - сложный вид работы для любого малыша. Исследования
показали, что в начале обучения первоклассники на уроке письма
испытывают физические и психические нагрузки того же уровня, что и
космонавты в момент старта.
Если возникают трудности...
Навыки
письма вообще формируются позже умения читать или считать. Затруднения
возникают, если у ребенка недостаточно развита мелкая моторика (то есть
умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук). Что делать в
этом случае?
- Лучше, конечно, предупредить эти трудности и
заняться специальной тренировкой еще до школы. Но и первокласснику эти
упражнения будут полезны, а кому-то просто необходимы. Выделите для них
полчаса в ежедневном распорядке, но не занимайтесь этим во время
приготовления уроков.-
Заведите специальную тетрадь для упражнений, по которой ребенок будет
следить за своими успехами. Но только не заставляйте его просто писать
как можно больше.
- Подбирайте интересные и забавные задания,
развивающие зрительно-моторную координацию. Например, требуется
прочертить карандашом путь между двумя извилистыми линиями, не касаясь
их. Или обвести какой-то рисунок, но не по контурной линии, а рядом с
ней - с внутренней стороны или с наружной.
- Конечно, поможет
штриховка, раскрашивание рисунков с мелкими деталями, дорисовывание
симметричной половинки к незаконченному рисунку. Очень нравится детям
рисовать по клеточкам под диктовку ("Одна клетка вправо, две вниз и
т.д."). Придумайте рисунок сами или возьмите образец для вязания,
вышивания. Увидите, как в ходе тренировок дрожащие линии постепенно
превратятся в четкие и уверенные.
- Обязательна тренировка
пальчиков: лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, сборка
головоломок Puzzle ("паззлов"), складывание узоров из мозаики или
других мелких предметов - спичек, пуговиц, вырезание ножницами по
контуру, нанизывание бусинок, перебирание крупы.
- Многие из
женских занятий очень полезны и для мальчиков. Ведь как раз у них-то
гораздо чаще возникают проблемы с почерком, чем у девочек. Учите детей
вышивать, плести из бисера, вязать (лучше взять толстые спицы и нитки).
Поможет и традиционная мужская работа - забивание гвоздей, выпиливание,
выжигание.
Особые случаи
Иногда затруднения с
письмом связаны с недостаточным развитием у ребенка координации
движений вообще. В таких случаях помогут подвижные игры (например, с
мячом), танцы, гимнастика.
Если, несмотря на все усилия - ваши и
ребенка, не удается выработать более-менее приемлемый почерк, возможно,
придется обратиться за помощью к детскому невропатологу. Особенно нужна
такая консультация, если речь идет не просто о недостаточно красиво
выписанных буквах, а о более существенных проблемах.
Например,
ребенок не может соблюдать строчку. В начале строки буквы располагаются
на одной линии, а к концу каждой строчки сползают вниз. Такие
деформации текста говорят о плохой зрительно-моторной координации, а
она может быть следствием функциональных и органических нарушений
головного мозга.
Что касается ребенка, пишущего левой рукой,
вовсе не обязательно, что у него будет плохой почерк. Если у него
нормальная координация движений и достаточно развита моторика ведущей
руки, проблем с почерком не будет. Просто среди левшей больше
мальчиков, а им аккуратность в письме, как уже говорилось, менее
свойственна, чем девочкам. Грамотный учитель начальной школы знает, как
нужно работать с такими детьми: с какой стороны парты посадить, как
помочь ему расположить тетрадь и т.д. Сейчас выпускают и специальные
прописи для левшей.