Скоро начнётся новый учебный год. Меня радует то настроение, с
которым мамы и папы пишут об учебе своих детей, как выбирают школу и
учителей. Видно, что это любящие, заботливые и разумные родители. Под
многими их словами готова подписаться и я. Но эти советы родителей
первоклашек или учеников начальной школы. Родители старшеклассников
опытом почему-то не делятся, а ведь сейчас ученики часто меняют школу
после 9 класса, когда принимают решение обучаться в профильных классах.
Вот и хочу восполнить этот пробел.
Итак, родителям старшеклассников (а ими станут в конечном итоге все первоклашки) посвящается.
Тут недавно в новостях прочла статью о том, что в нашей школе кризис.
Журналисты вдруг выяснили, что, оказывается, в России наблюдается
дефицит учителей, и даже нашли причины этому — низкая оплата труда и
отсутствие перспектив. Совершенно непредсказуемая ситуация!
Часто слышишь: «Мы занимаемся по Виноградовой...», «А у нас
в классе учат по Занкову». К сожалению, большинство родителей могут
лишь назвать автора учебной программы, другие скажут «нам ее хвалили»,
третьи, может быть, расскажут о конкретных плюсах и минусах.
Но в целом же, рядовой родитель с трудом понимает, чем различаются все
эти программы. И не удивительно. Действительно сложно пробраться сквозь
научный стиль и терминологию педагогических текстов.
Когда Максим пошел в первый класс, он уже умел бегло читать,
складывать и умножать в пределах 20-ти. А вот с письмом были проблемы —
у мальчика была плохо развита мелкая моторика. В результате прописи
пестрели учительскими исправлениями. Проблемы с учебой нарастали.
И тогда мама Максима приняла решение перевести сына на семейное
обучение. Через год Максим уже научился писать должным образом. Так что
во втором классе он продолжил учебу в обычном режиме.
С трудностями в обучении детей правильно держать пишущий
инструмент сталкиваются и родители, и учителя младшеклассников,
не говоря уже об обучении дошкольников.
А без этого умения невозможно научить ребенка писать правильно
и сформировать красивый почерк. По мнению экспертов в области
образования и медицины в раннем возрасте еще возможно повлиять
на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего
инструмента. Очень важно, чтобы ручка или карандаш, предназначенные для
начинающих обучение детей, соответствовали их возрастным
особенностям, возможностям и психофизиологическим характеристикам и
учитывали особенности манеры письма леворуких и праворуких детей.
Не стоит сразу начинать с изучения больших чисел или на быстрое
и интенсивное продвижение вперед. Освойте сначала первый десяток, потом
перейдёте во второй, задержитесь в первых двух десятках, когда все
будет ясно, пойдете дальше. Никогда не надо проверять ребенка, знает ли
он. А как же тогда понять, можно ли идти дальше?
Рано или поздно в жизни вашего малыша наступит
момент, когда из теплого семейного гнездышка он отправится в "
большую жизнь": в детский сад или в школу. Для любого ребенка
это огромный стресс, и для того чтобы пережить его с наименьшими
потерями, нужно подготовиться заблаговременно.
От
психолога сложно скрыть правду. Опечатка свидетельствует о
невнимательности, оговорка - о проблемах с речью. Ученые умеют
делать выводы и из обыкновенных детских каракулей. Например, по
рисунку семьи можно понять, как ребенок воспринимает себя, маму с
папой и младшего брата или сестренку.
ИНСТРУКЦИЯ
Чтобы понять, дорос ли ваш художник до теста «Семья», посмотрите
на то, как он рисует человечков. Если ребенок умеет выделять голову
и туловище, у вас все получится.
Казалось бы, вопрос решается просто: этим
занимаются и в детском саду, и на подготовительных курсах при
школах. Существует и масса соответствующих пособий для родителей. И
все же проблема не так проста. Неправильно организованные занятия
способны значительно затормозить развитие ребенка. Чтобы не
совершить серьезных, а подчас фатальных ошибок, необходимо учесть
множество тончайших нюансов. Рассказать о них мы попросили директора института возрастной физиологии РАН, доктора
биологических наук Марьяну Михайловну Безруких.
Раньше проблема «мусорной еды» отсутствовала. Фанта воспринималась
как дар богов, а полезной каше и супам противопоставлялись
бутерброды и сомнительные пирожки в киосках. Времена изменились, и
нам нужно научиться контролировать детей, чтобы они питались не
только фаст-фудом.
Крошечная еда
Первые детские годы - то самое время, когда у ребенка
вырабатываются базовые предпочтения в еде. Внушить взрослому
человеку принципы здорового питания, если его с детства кормили
бутербродами с колбасой и кашей из пакетика, практически невозможно
- или у него должна быть очень серьезная мотивация. А вот тех, кому
не ленились готовить брокколи на пару и запеченную в пергаменте
рыбу, особо и уговаривать не придется. Только не надо обольщаться.
Вот это самое «на пару», «без сахара» и «без консервантов» будет
продолжаться ровно столько, сколько вы лично контролируете питание
собственного ребенка. И как только контроль ослабнет - у кого в
детском саду, у кого в школе, у кого в летнем лагере, - дитя тут же
воспримет часть привычек окружающих сверстников. И заклянчит
чупсов-сникерсов-картошки-фри.