Когда Максим пошел в первый класс, он уже умел бегло читать,
складывать и умножать в пределах 20-ти. А вот с письмом были проблемы —
у мальчика была плохо развита мелкая моторика. В результате прописи
пестрели учительскими исправлениями. Проблемы с учебой нарастали.
И тогда мама Максима приняла решение перевести сына на семейное
обучение. Через год Максим уже научился писать должным образом. Так что
во втором классе он продолжил учебу в обычном режиме.Кому подходит?
Как понять, кому из школьников классический способ обучения мешает
успешно реализовать свои возможности? В «группе риска» несколько типов
детей.
Тип первый. Ребенок не умеет общаться, слышать других
и выполнять правила. Он агрессивно реагирует на обычные для детей
поддразнивания, и его за это часто наказывают. В ответ он становится
еще более агрессивным. Хорошо, если учитель поймет, что такой ребенок
требует особого подхода. А если нет, то к индивидуальным трудностям
общения добавятся еще и сложности в отношениях с учителями. Как
следствие — страх пред школой и все углубляющееся незнание материала.
Тип второй. Ребенок часто болеет, или у него есть заболевания, требующие специального режима, диеты.
Тип третий. Ребенок обладает большим интеллектуальным
потенциалом, и классическое школьное обучение означает для него
развитие «черепашьими темпами».
Что оно из себя представляет?
По внешним признакам семейное обучение имеет много общего
с обучением надомным. То есть чаще всего занятия проводятся
индивидуально и на «территории» ученика. Но если для надомного обучения
требуются медицинские показания (причем список заболеваний ограничен),
то выбрать семейное обучение вправе все желающие.
Надомное обучение строго регламентируется школой: в какой день,
сколько и каких уроков. При семейном обучении сетку занятий составляют
родители.
Надомное обучение всегда бесплатное. А сколько и кому будут платить
за уроки родители, выбравшие для ребенка семейное обучение, —
опять-таки их личная проблема. Правда, государство выплачивает таким
семьям некую сумму на образование. Таким образом, вся ответственность
за качество образования ребенка, находящегося на семейном обучении,
лежит на родителях. А оценить уровень знаний ученика позволяют
контрольные работы и экзамены, которые ребенок в обязательном порядке
периодически сдает в обычной школе. Именно по их результатам школьника
официально аттестуют и переводят в следующий класс.
Как организовать?
Что должны предпринять родители, чтобы перевести ребенка на семейное обучение?
- Узнать в управлении образования, какие из школ реализуют семейную форму обучения.
- Выяснить в школе, как именно данное учебное заведение организует семейное обучение:
- помогает ли школа найти «семейного» учителя;
- какова помощь школы в ориентации родителей в образовательных программах;
- как
именно образовательное учреждение контролирует уровень знаний детей,
которые находятся на семейном обучении (некоторые школы проводят
аттестацию учащихся в конце года или раз в полугодие, другие могут
делать это чаще);
- обеспечивает ли школа учащихся учебниками.
- Заключить со школой соответствующий договор. Если
впоследствии по каким-либо причинам ситуация изменится, родители смогут
вновь выбрать классическое школьное обучение.
Да здравствует режим!
Учеба — это не просто накопление информации. Она предполагает
формирование учебных навыков. Поэтому ребенок, находящийся на обучении
в семье, по аналогии со школьным обучением должен соблюдать
определенный распорядок.
Например, уроки должны начинаться в одно и то же время. При этом
длительность урока может быть сокращена до 35 минут — ведь учителю
не нужно опрашивать в ходе занятия нескольких учащихся. А раз урок
короче, то и устанет ребенок меньше.
После уроков — самостоятельное выполнение домашнего задания. Обязательно делать это ежедневно!
В установленные школой сроки ученик должен будет приходить в школу
для аттестации. Она может включать в себя контрольные работы,
собеседование, а в старших классах — и тестирование.
Свой круг
Многие родители боятся, что если ребенок не будет посещать школу,
он не научится общаться со взрослыми или со сверстниками. Насколько эти
страхи обоснованны?
Присмотритесь повнимательнее к ученикам одного класса: все они ходят
в одну школу и в один класс и, казалось бы, имеют равные условия для
того, чтобы научиться общаться. Но их успехи в социальной адаптации все
равно разные: кто-то становится лидером, кто-то — изгоем, а кто-то
вообще не понимает смысла школьных правил, не умеет подчиняться,
а в нужных случаях находить правильный выход из создавшегося положения.
Свой круг общения, новые товарищи и друзья у ребенка могут появиться
во время прогулок во дворе, на занятиях в музыкальной или
художественной школе, в спортивной секции.
Родители должны приветствовать ситуацию, когда дети ходят друг
к другу в гости. Полезно устраивать совместные с друзьями вылазки
в театр, на экскурсии.
Более того, если у ребенка изначально были трудности с общением,
во время семейного обучения у учителя и родителей есть возможность
постепенно научить его справляться с ними.
Отдайте ребенка в «хорошие руки»
Галина Норейко, преподаватель русского языка и литературы школы № 1106:
— Почему-то принято считать, что лечить и учить у нас может каждый.
На самом деле это не совсем так. Особенно в нынешней ситуации — когда
ни один школьник не сможет строить нормальную взрослую жизнь, не сдав
Единый госэкзамен. В школе к ЕГЭ долго и тщательно готовятся. И в итоге
именно школа отвечает за качество «выпускаемого продукта» — за успехи
своих учеников. Смогут ли родители самостоятельно справиться с тем, над
чем методично работает большой педагогический коллектив? По карману ли
им будет нанять по каждому предмету квалифицированных педагогов? И кто,
собственно, гарантирует эту самую квалификацию?
Есть и еще один аспект проблемы: социальная адаптация детей. По моим
наблюдениям, за последние 25 лет в школе становится все больше
учеников, у которых огромные проблемы с общением. Понятно, что научить
ребенка считать и писать под силу и маме, и бабушке, и няне. Но кто
научит его работать в коллективе, находить общий язык с учителем,
со сверстниками? Да, дети могут общаться в клубах по интересам,
в спортивных секциях. Но там собираются ребята, похожие между собой.
А ведь жить ребенку придется в мире самых разных людей. Кто научит его
общаться и с ними?
Поэтому я бы посоветовала не ограждать ребенка от сверстников.
А искать «свою» школу, «своего» учителя. Возможностей отдать ребенка
в «хорошие руки» множество: есть школы здоровья с особым режимом
обучения и отдыха. Есть классы с небольшим количеством учеников.
А на долю семейного воспитания оставьте посещение музеев, концертов —
все то, что позволяет вырастить интеллигентного, культурного человека.
|