Тут недавно в новостях прочла статью о том, что в нашей школе кризис.
Журналисты вдруг выяснили, что, оказывается, в России наблюдается
дефицит учителей, и даже нашли причины этому — низкая оплата труда и
отсутствие перспектив. Совершенно непредсказуемая ситуация! Министр Фурсенко стенает: "Почему?.." Почему, отучившись в педвузах,
выпускники по профессии работать не идут? Работают кем угодно, только
не учителями. Он, видимо, не понимает, что молодому человеку хочется
кушать, платить за квартиру, одеваться, а некоторым — даже семью
содержать. На нынешнюю зарплату учителя можно только хомячка содержать.
Впроголодь. Недопонимает, наверное, Фурсенко, поэтому поясняет:
"Молодежь не идет работать не только из-за низкой зарплаты, но и из-за
того, что все места заняты". То есть получается, что ответственная
молодежь и рада бы посидеть еще лет 20-30 на шее родителей и других
родственников за ради благого дела, дык нет же — сидят в школе учителки
пенсионного и предпенсионного возраста и никого ж не пущают... Ушлые
старички и старушки... Только почему-то в бытность учителем запомнила
одну картину: собралась учительница математики (которая еще у меня
преподавала) на заслуженный (очень даже, между прочим, заслуженный)
отдых "всего-то" в 65 лет. Директор, завучи, родители умоляли остаться,
ибо если она уйдет, то математиков в школе останется всего двое. А
школа городская и далеко не маленькая... И не малокомплектная. За лето,
перед которым учитель математики все же ушла на пенсию, учителя так и
не нашли....
Уж что имел в виду Фурсенко, говоря о том, что учителей у нас с
избытком — непонятно. Наверное, имел в виду собственноручно развернутое
полномасштабное закрытие малокомплектных школ, особо в сельской
местности. Правильно, зачем платить такие деньжищи 35 педагогам, ежели
в школе всего 50-60 детей? Совершенно не надо, дети — не пудели, без
поводка не потеряются. Самостоятельно поездят в соседнее село за 30-40
км поучиться во вторую смену. Подумаешь, темно, это ж трасса,
педофилы-то они по городам шастают...
Цитирую: "Так называемые ножницы в оплате труда учителей в разных
регионах очень велики, — пояснил директор московского центра
образования "Царицыно", член Общественной палаты Ефим Рачевский.— Самые
высокие зарплаты в Москве и в Тюмени. Но есть регионы, где учителям
платят мало". Да-да, и таких регионов 85 из 87, исключая Москву, ну и,
раз так громко заявляют, Тюмень. Молчу про родной сельскохозяйственный
дотационный Алтайский край, в котором школа вообще никого не волнует...
Тут, понимаете ли, фермеры кредиты отдать не могут — обнаглели... Не
хотят выращенное за копейки продавать — ни стыда, ни совести... А уж
учителя-то... Работали, знаем. Кстати, в этом году ту школу, в которой
я преподавала, тоже закрыли. Мотивация — детей мало... Что ж, подождем
пару лет, когда "бум рождаемости" в школу пойдет... Только откуда взять
эту школу потом? Назад здание попытаться отнять у Дома творчества,
который туда размещается? В общем, как на грабли с детскими садами
наступили, так и со школами продолжаем наступать.
А вот комментирует ситуацию в прессе член комиссии по вопросам
интеллектуального потенциала нации Общественной палаты Любовь Духанина:
"Мы проводили исследование и выяснили, что средняя зарплата учителей
соответствует средней рыночной зарплате в экономике. Во многих регионах
предусмотрены системы надбавок, вводится дифференцированная оплата
труда. В ряде областей зарплата зависит от квалификации педагогов".
Я одного не поняла: где-где они проводили исследование?! Может быть,
исследователем пройти обязательную 2-3 летнюю службу в рядовой школе
педагогами второй категории (с этой категорией приходят работать
отличники вузов с красным дипломам, остальным нужно отработать не менее
года и защитить эту самую категорию).
Как выбираются учителя из жизненных ситуаций — понятно. Берут в
полтора-два раза больше часов нагрузки, чем положено. От этого,
соответственно, страдает качество образования и здоровье человека.
Насколько помню, у меня, как раз молодого учителя 2 категории, было 26
часов в неделю, когда ставка составляет 18 часов. Нервов — уйма,
усталость сумасшедшая. Плюс один — полдня дома, что играет большое
значение, ежели у вас есть дети школьного возраста: проследить,
накормить, встретить из школы вы их сможете всегда. На том приятности
профессии заканчиваются, хотя и эта приятность может обойти вас
стороной, если вам выпадут часы в обеих сменах.
Кстати, педагогика в России давно стала делом женским. Искреннее
"спасибо" и поклон в пояс временам СССР, определившим педагогику и
медицину, как специальности сугубо женские... Учить и воспитывать
должна, мол, женщина. А теперь представьте ситуацию (опять же из
собственной практики): класс 27 человек, у 25(!) из них — неполные
семьи. Причем у всех 25 ребятишек нет отца, а вот мама имеется. Эта
мама изо дня в день пашет, простите, как вол, дабы у чада была
"прикрыта попа" и полон желудок. Естественно, у среднестатистической
россиянки после того, как она попыталась заработать на оплату
коммуналки, проезд на работу, еду, одежду и хотя бы чупа-чупс ребенку,
сил остается только на то, чтобы доползти до койки. Мужского внимания в
семье не имеется, кто растет? Из девочки-то получится многое, а вот
мальчик привыкает видеть, что работает — женщина, обслуживает его —
женщина, учит его — женщина... А где же мужская роль? Какую роль в
обществе играет мужчина, ежели без него везде обходятся? Что вырастает
из него? Страшно даже задумываться над этим.
Скажите, откуда взяться качеству образования, когда об учителя вытирают ноги и другим советуют делать то же самое?
|