Казалось бы, вопрос решается просто: этим
занимаются и в детском саду, и на подготовительных курсах при
школах. Существует и масса соответствующих пособий для родителей. И
все же проблема не так проста. Неправильно организованные занятия
способны значительно затормозить развитие ребенка. Чтобы не
совершить серьезных, а подчас фатальных ошибок, необходимо учесть
множество тончайших нюансов. Рассказать о них мы попросили директора института возрастной физиологии РАН, доктора
биологических наук Марьяну Михайловну Безруких.Каким предметам нужно уделить
основное внимание? Подготовка к школе - это не обучение чтению, счету, письму, а
комплексное развитие базовых познавательных функций. Невозможно в
деятельности ребенка выделить одну-единственную функцию и
сосредоточиться на ее развитии. Самый неэффективный способ занятий
с дошкольниками - предметный: вот сейчас мы прошли про явления
природы, теперь чуть-чуть почитали, потом немножечко посчитали, а
потом еще поштриховали… К сожалению, именно по этому принципу чаще всего строятся
занятия в детских садах и на многочисленных курсах подготовки к
школе. Поскольку при занятиях по предметам системной работы по
развитию ребенка практически не ведется, необходимо восполнять ее
отсутствие дома, занимаясь с малышом самостоятельно. Только
индивидуальные домашние занятия способны сформировать ту базу, без
которой предметная подготовка теряет вообще всякий смысл.
Что делать, чтобы ребенок хотел
учиться? Потребности учиться у ребенка-дошкольника нет и еще долго не
будет. Необходимая для этого произвольная мотивация формируется в
полной мере только к 9-10 годам. Работа ребенка-дошкольника
поддерживается не его волевыми усилиями, а интересом и
положительной мотивацией. То есть взрослый должен организовать все
так, чтобы ребенку было приятно и интересно заниматься. Что для
этого необходимо? Правильно выбрать время и продолжительность
занятий. Грамотно распределить нагрузку. Четко сформулировать
задачи, которые вы ставите перед ребенком.
Когда лучше всего
заниматься? Оптимально - в первой половине дня. Занятия после 16.00 -
17.00, когда ребенок вернулся из детского сада, гораздо менее
полезны: он уже устал и будет заниматься с большим напряжением и
очень неэффективно. Для занятий с садовским ребенком лучше всего
выделить субботу и воскресенье. Но это не значит, что в остальные
дни с ребенком не надо заниматься вовсе: вместе собирая
конструктор, читая вслух, вы также можете исподволь развивать и его
моторику, и речь, и творческие способности.
Какова должна быть
продолжительность занятий? Продолжительность работы ребенка 4,5-5 лет с полной
концентрацией внимания - не больше 5-7 минут. Но занятие не
начинается сходу. Ребенку нужно время, чтобы включиться в работу.
Используйте пальчиковые игры, упражнения на развитие координации
движений, дыхательную гимнастику. Это займет примерно 3-5 минут.
Затем у нас есть 5-7 минут для интенсивных занятий. Когда ребенок
начнет отвлекаться, вертеться, нужно сделать перерыв. Лучше всего,
чтобы он активно подвигался. Затем пусть в течение еще 5-7 минут
продолжает выполнять свою работу, или, если он уже справился с
заданием, получает новое. Таким образом, полностью занятие занимает
20 минут.
Как правильно сформулировать
задание? Чтобы ребенок успешно справился с заданием, перед ним нужно
четко поставить конкретную задачу. К примеру, мы можем просто
сказать ребенку: сложи пирамидку. Это одна задача. А можем
попросить его сделать так, чтобы самый большой кружок был снизу, а
самый маленький - сверху. Это другая задача. Или сложить ее так,
чтобы сначала шли все желтые круги, потом все зеленые и т.д. - это
третья задача.
Затем необходимо дать ребенку четкую инструкцию, которая
поможет решить поставленную задачу:
• в инструкции не должно быть ни одного непонятного ребенку
слова; • инструкция должна быть одноступенчатой, с ребенком нужно
работать пошагово и переходить • к следующему шагу, лишь когда выполнен и закреплен
предыдущий; • инструкция должна быть выполнимой и соответствовать
возрасту.
Нужно ли оценивать работу
ребенка? Обязательно, но только положительно. Ребенок будет эффективно
заниматься, только если у него сформируется положительная
мотивация, то есть занятия будут доставлять ему удовлетворение, и
он будет чувствовать себя победителем. Поэтому в конце каждого
занятия найдите, за что похвалить малыша: скажите, что у него все
отлично получилось. Если не отлично, то гораздо лучше, чем вчера. А
если получилось не очень хорошо, похвалите за то, что старался,
занимался с интересом.
Ошибки же обязательно запоминайте, но только для себя, чтобы
в следующий раз зафиксировать внимание малыша на том, что вызвало
затруднение, и более тщательно и подробно отработать сложный
материал.