Варианты.
Очень хорошо, если у всех ваших кукол и зверят есть имена. Употребляя
имена любимых игрушек, ребенок учится говорить, разнообразит свою речь.
Называя свои игрушки, малыш начинает понимать, что одного и того же
кота или куклу можно называть по-разному: котик, Васька или Ляля,
Аленка и т.п. У самого малыша тоже, скорее всего, существует несколько
имен. Мама, к примеру, зовет его Буся, папа — Евгений, а бабушка —
Женечка. Чем больше любящих людей окружает ребенка, тем, как правило, у
него больше имен.
Вы можете поиграть в простую игру "Мои
имена". Приготовьте большие карточки: на одной напишите "Женя", на
другой — "Буся", на третьей — "Евгений". Показывайте ребенку карточки
поочередно. Читайте их: "Буся. Это кто? Вот Буся!" (дотроньтесь до
малыша рукой). "Женя — это кто? Вот Женя!" (опять покажите на малыша).
Такие игры не только стимулируют речь ребенка, но и положительно влияют
на формирование его самооценки.
Несколько позднее малышу нужно сообщить
его фамилию и отчество. Скажите: "Твоего папу зовут Николай! Значит, ты
Анна Николаевна! А братик твой — Петр Николаевич! А все мы Смирновы.
Смирнова Анна Николаевна, Смирнов Петр Николаевич, Смирнова Марина
Юрьевна". Ребенок скажет: "Нет, Николаевна!" Вы должны объяснить, что
вашего папу зовут Юрий, поэтому вы Юрьевна. Ребенок может сказать: "А
моего дедушку тоже зовут Юра!" Объясните малышу, что дедушка Юра и есть
ваш папа.
Трехлетний малыш уже должен знать свой
адрес. Расскажите ему, где живет ваша семья. "Ворона живет на дереве,
белочка — в лесу. А мы где живем? В городе Санкт-Петербурге, на улице
Садовой". Позднее сообщите номер дома и номер вашей квартиры. Подобные
диалоги разыгрывайте с малышом часто, но не долго.
Телефон (18-36 месяцев)
Чему учимся: вести осмысленный диалог; тренируем память; развиваем речь и умение строить фразы.
Понадобится: настоящая
или игрушечная телефонная трубка. Еще лучше, если вы вместе с малышом
изготовите телефон специально для него. В этом случае будет нужен
картон и 2 фломастера ярких цветов.
Как играть. Делаем
телефон. На картоне нарисуйте контур телефонной трубки (прямоугольник
размером 6x15 см) и вместе с ребенком вырежьте ее. Ярким фломастером
нарисуйте цифры 1, 2, 3... 9 и 0, как в настоящем телефоне. Другим
фломастером обведите цифры в кружочки. Не забудьте нарисовать микрофон
(полосочками или точечками). Если захотите, можно таким же образом
сделать вторую трубку и связать их веревочкой.
Теперь у вас и у малыша есть телефоны.
Возьмите свою трубку, приложите к уху и скажите: "Дзинь-дзинь!
Пии-пии!" Если малыш не берет телефон, дайте ему трубку в руку и
скажите: "Тебе звонят! Возьми трубку!.. Алё! Здравствуй, Катя! Это
звонит мама! Как твои дела?" Если ребенок не отвечает, скажите за него:
"Хорошо". Спросите у него: "Что ты сейчас делаешь?" — "Я сейчас рисую!"
Подсказывайте малышу ответы либо отвечайте за него, если он стесняется
или не может ответить. Можно поговорить про любимую игрушку малыша:
"Где твоя обезьянка Чита?" Или про недавнюю прогулку: "Ты видел на
улице ворону? Что она сказала? Кар?" Ваши вопросы должны быть
короткими, простыми и касаться вещей и ситуаций, хорошо знакомых малышу
и актуальных для него.
"Кто где живет? Кто как поет?" (6-36 месяцев)
Чему учимся: осваиваем
звуки речи, используя звукоподражание и повторы в сочетании с
ритмическими движениями; знакомимся с окружающим миром; получаем первые
уроки творчества.
Как играть. Специально для этой игры у нас есть песенка-стишок:
Серенькая уточка в озере живет,
Серенькая уточка песенку поет.
Кря-кря! Кря-кря! В озере живет!
Кря-кря! Кря-кря! Песенку поет!
Вся прелесть этой песни в том, что в ее
сюжет можно подставлять любых персонажей, которые "разговаривают". А
для тех, у которых нет характерных звуков, можно придумать слова.
Толстый поросенок во дворе живет!
Толстый поросенок песенку поет.
Хрю-хрю! Хрю-хрю! Во дворе живет!
Хрю-хрю! Хрю-хрю! Песенку поет!
Золотое солнышко высоко живет,
Золотое солнышко песенку поет.
Здравствуй, Ванечка! Песенку поет!
Здравствуй, здравствуй! Солнышко поет!
Сядьте друг против друга, напевайте
песенку и хлопайте в ладоши. Или, взявшись за руки, кружитесь по
комнате. Очень хорошо, если 2-3 персонажа будут объединены общим
"местом жительства": козочка рогатая — на лугу — ме-ме; беленький
барашек — на лугу — бе-бе; рыжая корова — на лугу — му-му.
А теперь попробуйте сами придумать
стишок, подставляя в песенку свои слова. Не сомневайтесь, что малыш
после первых же куплетов захочет сочинить свой стишок!