Почему мы не пошли в обычный детский сад?
В первую очередь потому, что это совершенно не нужно
детям двух и трех лет от роду. Если ситуация позволяет маме остаться
дома, то лучше отказаться от садика. Из самых важных причин такого
отказа назову здоровье: физическое и психическое.
Думаю, никому не надо рассказывать о том, что
детский сад для малышни - это источник самых противных болячек типа ОРЗ
и ОРВИ, а значит, бесконечных насморков, кашлей и других неприятных
расстройств. Боление ими, увы, иммунитета не формирует (это краснухой
можно переболеть и получить стойкий иммунитет), напротив, его
расшатывает. А постоянная необходимость сидеть дома на больничном
сводит на нет мамины старания выйти на работу.
Есть еще один немаловажный отрицательный фактор -
многолюдность. Уверенность в том, что нахождение двухлетнего малыша в
компании еще как минимум десятка таких же - это обязательное условие
гармоничного развития и социализации, по меньшей мере, вызывает
удивление. Попробуйте с восьми утра до пяти-шести вечера жить бок о бок
с таким же количеством друзей и подруг: поели, поиграли, погуляли (если
погода позволила и нянечка в группе есть), поели, поспали, поиграли,
погуляли… Усталость и психическая нагрузка гарантированы, а вот пища
для пытливого ума, возможность что-то делать в своем темпе и режиме -
этого быть в саду не может. И так ежедневно. Думаю, вам вряд ли
понравится такая перспектива, даже при условии, что вы очень
компанейский человек.
Многие мамы с удивлением отмечают, что малыш,
который дома с трудом укладывался на дневной сон, спит в саду. Причем
засыпает именно в режимное время - после часа дня. А дома такое чудо
возможно только после трех. Но никакого чуда нет - усталость берет
свое. Хотя чаще приходится слышать о том, что малыши не могут заснуть в
саду или засыпают под самый конец тихого часа, потом добудиться
уснувшего вояку невозможно, а дома возникают немыслимые сложности с
тем, чтобы уложить детку спать на ночь.
В нашем случае дополнительными причинами отказа от
садика были противопоказания у трехлетнего Игоря. Он совершенно не
выдерживает компании даже из пяти-шести шести человек - ему трудно
сосредоточиться на ком-то одном, чтобы спокойно играть, он быстро
утомляется, и будучи по натуре ярко выраженным лидером, с трудом
переживает не только ситуацию, что кого-то не удалось за собой увлечь
(а в детской компании трехлеток это вообще очень сложно), но и
ситуацию, когда нужно выполнять прямо поставленное задание (иными
словами, типичное занятие в детском саду).
Нарушениями это назвать, пожалуй, нельзя, а вот
специфическими чертами, с которыми нужно считаться, признать пришлось.
Таким образом, передо мной встала задача - создать условия для мягкого
вхождения в коллектив, и что еще важнее - для формирования навыков,
необходимых для обучения. Вариант с хождением на развивающие занятия
или в группу кратковременного пребывания рассматривался, но был
отвергнут по причине многолюдности (группы по шесть-семь человек) и
из-за явного игнорирования Игорьком подобных занятий. Он просто
отказывался принимать участие в каких бы то ни было групповых играх или
занятиях, выполнять задания педагога.
Итак, решено: в сад мы не идем.
Зачем нужен был детсад дома?
Но мне, как и любой маме, хотелось, чтобы дети
учились самостоятельности, самообслуживанию, привыкали к тому, что мама
хоть и рядом, но им не принадлежит безраздельно (работая дома, очень
нуждаешься в том, чтобы детки понимали это). Так появилась идея
попробовать себя в качестве домашнего детского сада - пригласить к себе
еще детей (одного или двух), предоставив им свою компанию, попробовать
свои силы в работе с группой малышей. Для погодок, коими являются Игорь
и Юля, проблема общения, навыков налаживания взаимоотношений не стоит
так остро, как это обстоит в семье, где малыш воспитывается один
(старшие дети школьного возраста, увы, тоже не решают этой проблемы).
Однако мне казалось, что знакомство с другим маленьким человечком
достаточно плотно, но в то же время дозировано необходимо им. И в целом
я не ошиблась.
Но сначала несколько слов о том, чем
руководствовались родители трехлетнего Саши, который ходит в наш в
садик вот уже три месяца. Во многом ими владели те же мысли об
отсутствии пользы в обычном детском саду. Плюс беспокойство о том, что
очень развитый для своих трех с небольшим лет Саша будет с трудом
вливаться в коллектив. Ему сложно наладить контакт с ровесниками (со
старшими он очень легко находит общий язык), мальчик болезненно
воспринимает критику или замечания, чужой успех или первенство над
собой (вполне понятно при его опережающем развитии). С точки зрения
родителей, он просто не готов к саду - к резкому переходу от
единоличного владения миром к коллективному.
Что же дает нам наш маленький детский садик? Кстати, и мы, и Саша так и называем это мероприятие - детский сад.
Конечно, домашний детский сад - это идеальное
условие для усвоения элементарных правил взаимодействия. Необходимость
поделить игрушки, договориться о ходе игры, научиться уступать или,
наоборот, добиваться своего мирным способом. Научиться воспринимать
друг друга, научиться принимать чужую точку зрения, принять отношение к
себе, к своему поступку.
Общаясь и занимаясь вместе, дети получают
возможность сравнить себя с другим - это мощная дополнительная
мотивация к развитию, расширение кругозора, освоению новых навыков и
умений. Так получилось, что мальчишки оказались полной
противоположностью друг другу по типу мышления. Там, где Саша все
посчитает и задаст тысячу и один вопрос, Игорь сочинит фантастическую
историю, напридумывает новых образов и выдаст что-то совершенно уже
свое. Такой тандем в их возрасте - замечательный способ стимулировать
для одного развитие фантазии, для другого - внимательное отношение к
миру, его точным формам и логике.
Первый коллектив - это первые уроки дружбы и
взаимной привязанности. Малыши учатся делать друг другу приятные
подарки, заботятся друг о друге, переживают. Так, поначалу двухлетняя
Юля не воспринималась "большими" мальчишками как равноправный партнер в
играх, но со временем у нее с Сашей наладился хороший контакт. Они явно
похожи по темпераменту, имеют сходные привычки и предпочтения - и
теперь игры строятся довольно ровно: есть смена партнеров, у каждого
есть возможность поиграть одному и в паре. Хотя стоит отметить, что
трое - это не самое удачное число малышей. Иногда явно не хватает
четвертого. Однако нужно помнить, что домашние условия не всегда
позволяют увеличить количество деток.
Домашний детский садик - это полезная затея и для
мамы. Если вашему малышу больше двух лет, он достаточно самостоятелен,
но вы по привычке одеваете его и кормите с ложки, то приходящие три дня
в неделю еще два-три малыша позволят развить навыки самообслуживания.
Создадут условия для мягкого отучения от чрезмерной привязанности к
маме и выравнивания собственного графика жизни. Работа с несколькими
детками обогащает домашнюю воспитательную ситуацию новыми сюжетами.
Наконец, детский коллектив из трех-четырех малышей - это прекрасный
повод заинтересовать домашними уроками педагога по музыке, рисованию,
английскому языку.
Рассказ о том, как все у нас организовано, начну с
того, что определю возраст - речь идет о детях от двух с половиной лет
до трех.
Режимные вопросы
Самое, пожалуй, важное - это решить для себя все
организационные и режимные вопросы. Пригласить к себе ребенка, образ
жизни которого принципиально отличается от вашего, - это погубить саму
идею домашности садика, так как мягким этот переход к коллективному
воспитанию и обучению уже не назовешь.
Как строится наш день?
Собираемся мы в девять часов утра.
До десяти все трое с удовольствием играют, могут иногда стихийно порисовать или полепить в детской. В десять - плотный завтрак.
Следующий час с десяти до одиннадцати
может быть посвящен играм, если ребята увлеченно что-то строят,
разыгрывают какой-то сюжет (играют в домик, рыбалку, лодку и т.п.),
занялись по собственной инициативе развивающими играми - конструктор,
пазлы, лото или домино и пр.
Может быть другое развитие сценария - мы рисуем
красками, лепим что-то из пластилина, решаем сделать аппликацию. Раз в
неделю в это время у мальчиков урок музыки - приходит педагог и
занимается пока с каждым отдельно по полчаса. Раз в неделю (не реже) я
обязательно провожу игровое занятие, на котором постепенно ввожу
элементы гимнастики для развития подвижности суставов, растяжки, а
также пальчиковые упражнения.
В одиннадцать мы отправляемся
гулять. Немаловажным моментом воспитания для ребят является процесс
одевания. Постепенно, глядя друг на друга, все трое начали одеваться
самостоятельно, без каких бы то ни было принуждений с моей стороны -
просто очень гулять хочется.
В час дня мы возвращаемся домой, смотрим мультфильм, пока готовится и накрывается обед.
К двум часам дети сыты и нагуляны
до осоловелости. Кстати, кушают детишки ровно столько, сколько им того
надо - никаких уговоров или принуждений. Наелся - свободен, но
перекусов у нас нет. Только питье.
В начале третьего готовятся
кроватки и выбираются книжки. Все усаживаются и укладываются поудобнее,
и мы читаем любимые сказки, рассказы и стихи. После получасового чтения
(в три часа) Саша остается в "своей" комнатке, а
остальные малыши удаляются в свою. Дело в том, что Саша спит днем, а
Игорь и Юля - нет. Решить проблему удалось благодаря наличию отдельной
комнаты и достаточно сильной Сашиной потребности во сне - полежав
немного в одиночестве, он непременно уснет. Воспитательская задача
заключается в том, чтобы обеспечить тишину на ближайшие полчаса - Игорь
и Юля тихонько лежат в своих кроватках и слушают чтение. Этот момент
особенно ценится мной: тихий час малышам нужен, а вот спать днем они
перестали очень рано. Присутствие Саши, его сон дисциплинируют нас
троих - отдыхаем тихо, пусть и без сна.
Тихий час длится до половины пятого.
Неспящая команда в это время тихо переходит от чтения и разглядывания
книжек к тихим играм, а потом и к полднику, к которому присоединяется
проснувшийся мальчик.
К шести часам заканчивается наш рабочий день: мы выходим на вечернюю прогулку, во время которой Сашу забирают домой.
Что мы едим
Питаются малыши приготовленной мною пищей.
На завтрак - овсяная или четырехзлаковая каша, хлеб с маслом, сок, компот или чай, фрукты.
Обед - обязательно суп (овощной, лапша, с
фрикадельками и др.), иногда второе (мясо, котлеты, картофель, рис,
гречка), компот и что-то из сладкого (печенье, пряник).
Полдник - запеканка, печенье, фрукты, сок или чай.
Все блюда из тех, что готовятся быстро или могут
быть приготовлены заранее. Много съедается фруктов, много пьется сока,
компота или морса. Конфеты и прочие вкусности чаще всего
рассматриваются в качестве награды или поощрения, реже играют роль
успокоительного.
Естественно, необходимо выравнивание меню по вкусам
всех членов садовского экипажа. Однако не забывайте о том, что садик -
это средство социализации деток, т.е. мягкого, но все-таки приучения
жить по правилам общества; формирование умений подстраиваться и
спокойно принимать то, что может быть не очень приятным. Поэтому я сама
спокойно отношусь к тому, что кто-то из детей по своим внутренним
причинам отказался что-то съесть. Но и готовить дополнительно,
беспокоиться о том, что кто-то остался голодным, я не буду - еда на
столе, если голоден, можешь кушать, а пропущенные в обед котлеты или не
съеденная в завтрак каша - это не смертельно, а может быть, даже нужно
в данный момент.
Программа занятий
Заранее спланированными являются занятия музыкой,
т.к. они связаны с приходом педагога, и обязательные еженедельные
занятия физкультурой, в которой есть упражнения на развитие
координации, пальчиковые упражнения - они требуют систематического
повторения для усвоения. Как это происходит: во время утренней игры я
предлагаю поиграть в одно из упражнений. Все они сюжетные,
сопровождаются стихами, речевками или рассказом и потому плавно
вливаются в общий фон игрового часа. Детки включаются в занятие не
обязательно все сразу, но чаще всего упражнение делают все.
Все остальные занятия не спонтанны, а как бы
растворены в обиходе. То есть для меня - это довольно обдуманные и
последовательные действия, построенные на естественных наблюдениях за
живой и неживой природой, окружающим миром, стимулирующие
наблюдательность, способность к анализу, развивающие речь ребят. Внешне
все выглядит как бесконечная игра дома или на улице - или режимные
моменты одевания-раздевания, собирания игрушек, накрывания на стол и
кормления, умывания или мытья рук. А на деле ребята постоянно что-то
открывают новое: новые возможности своего тела, новые материалы и их
особенности, новые предметы и формы.
На прогулке детям предоставляется право самим
договориться, как гуляем: остаемся на площадке около дома, идем на
какую-то другую конкретную площадку или просто отправляемся бродить по
микрорайону. Обязательными для прогулки являются только подвижные игры,
но, как правило, принуждать никого не приходится, да и напоминать тоже:
догонялки, футбол, катание на санках, прыжки, гонки паровозиком - это и
многое другое всегда встречается всеми с радостью.
Стоит также отметить большую нашу любовь к
упражнениям на координацию: ходим по бревну или тротуарному камню,
прыгаем в классики (на двух ножках пока), перешагиваем из кружочка в
треугольник, нарисованные на асфальте мелом. Любим подтягиваться,
лазать по металлоконструкциям, причем важным в этом случае становится
умение ждать своей очереди - ведь без страховки ничего опасного делать
нельзя.
С периодичностью раз в неделю, если любознательные
детки не захотели чаще, на улице проводим исследования: то листья,
кора, ветки, семена деревьев, то ручьи и лужи, то камушки - обязательно
попадется что-то для смелого эксперимента или подробного обсуждения.
Мы много читаем (сказки, рассказы о детях, стихи) и
немножко обсуждаем прочитанное, невзначай выучиваем что-то из
полюбившихся стихов наизусть, поем и слушаем музыку. Рисуем красками
(акварель, гуашь) свободно, т.е. то, что хочется и как получается,
раскрашиваем (распечатанные на принтере раскраски), лепим
(самостоятельно и на заданную тему), клеим (естественно, аппликация
готовится мною заранее: нужно выбрать сюжет, вырезать формы для
наклеивания, иногда используем и рваную технику).
Из любимых занятий можно назвать еще лото, самые
различные игры на логику и внимание: "Что пропало?" или "Что
изменилось?", квадраты и кубики Никитина, пазлы-флексики, шнуровки и
все виды конструкторов. По желанию детей, мы можем позаниматься "в
школе": по пособиям "Школа семи гномов", с палочками Кюизинера. Но это
скорее игра, а не урок, и системного характера у этих занятий нет.