Ритмичная
основа нашей жизни — это характеристика ее стабильности, безопасности,
миропорядка. Нас успокаивают ритмичные покачивания, залогом
размеренной, спокойной и счастливой жизни становится повторяющийся изо
дня в день распорядок дня. Наконец, нет ничего более надежного, чем
смена дня и ночи, круг времен года — мы всегда можем быть уверены, что
опять наступит весна.
Для ребенка ритм — это еще и отголосок
волшебного покачивания в период внутриутробного развития, когда мама
неспешно гуляет. Может быть, именно поэтому малышам так нравятся стихи,
стишата, ритмичные припевки и прибаутки, потешки, пестушки и побасенки.
Маленькие дети очень любят стихи, они с удовольствием слушают их. Ребенку до года
можно читать любые стихи, которые помнятся наизусть, и чем
разнообразнее мамин репертуар, тем богаче художественно-эмоциональные
впечатления малыша. Годовалому ребенку нужны уже
не только мамино воркование, но и вполне разумные, т.е. им понимаемые,
произведения, в которых говорится и о том, что он делает, и о том, что
он видит. Иными словами, нужна такая поэзия, что написана на языке самого малыша.
К двум годам, как правило, ребенок с удовольствием знакомится с любыми
детскими и не только стихами, ритмичными сказками («Теремок»,
«Колобок», «Репка»).
А вот дальше... дальше интерес к стихам
у многих детей постепенно затихает, а к пяти-шести годам он угасает
совсем. Встретить же школьника, зачитывающегося стихами, очень сложно.
Как объяснить это явление? Есть ли какие-то особые секреты детской
поэзии? Есть ли рецепты воспитания любви к стихам на всю жизнь?