Говоря о различного рода нарушениях, связанных с леворукостью, нельзя не коснуться вопроса о насильственном переучивании левшей.
До недавнего времени переучивание левшей было вполне обычным явлением. И особенно старательно пытались это сделать воспитатели детского сада и учителя в школе. Не препятствовали этому и врачи. Между тем, как мы уже знаем, леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий головного мозга и потому принудительное изменение ведет к нежелательным последствиям
Учтите:заставляя левшу работать правой рукой, Вы пытаетесь изменить не характер предпочтения руки, а саму природу человека. Попробуйте хотя бы на один день зафиксировать правую руку и все делать левой. Наверняка к концу дня Вы будете чувствовать себя не лучшим образом. Каково же ребенку? Ведь он растет, развивается и очень чувствителен к любым посторонним воздействиям.
Переучивать леворукого ребенка - значит изменять специфические качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом.
В процессе насильственного переучивания отмечаются серьезные перемены в состоянии ребенка: он становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, снижается аппетит. Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание.
Даже разрешая ученикам работать левой рукой, учителя начальной школы тем не менее требуют писать с “правильным” наклоном. Левша вынужден держать руку “крючком”, постоянно заглядывать себе под руку, наклоняя голову и изгибая торс – нарушения осанки, сколиоз практически неизбежны. Снижается темп письма, портится зрение. Учитель редко задумывается, с какой стороны падает свет, в какую сторону наклонена тетрадь
Родители леворуких детей иногда спрашивают: “А если уже переучили? У сына ужасный почерк, проблемы с успеваемостью. Раз он от природы левша, может быть, стоит переучить обратно – и все будет в порядке?” Если навык письма уже сформировался, закрепился определенный способ держания ручки, вариант написания и соединения букв, процесс обучения письму придется начинать заново, а это лишь усугубит школьные проблемы.
Позвольте ребенку самому определиться в выборе – пусть берет ложку или карандаш в ту руку, в какую хочет. Не заставляйте и не одергивайте его. Вполне возможно в дальнейшем он станет обоеруким. Если малышу одинаково удобно работать обеими руками, то лучше учите его письму правой. Не перекладывайте ручку из одной руки в другую – выберите ту, которой писать удобнее.
10 советов родителям леворукого ребенка
1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости.
2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию.
3. Необходимо научиться внимательно наблюдать за своим ребенком, видеть и различать его состояния, знать причины его огорчений и радостей, понимать его проблемы, помогать ему их преодолевать.
4. Леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка.
5. Не рекомендуется «пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.
6. Определить ведущую руку целесообразно в 4—4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас.
7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.
8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». Помните, методика безотрывного письма неприменима при обучении леворуких детей. Кроме того, ни правонаклонное, ни левонаклонное письмо практически невозможно для левши, так как ребенок загораживает себе рабочей рукой линию письма.
9. Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению. Зеркальное письмо, часто встречающееся и у праворуких, и у непереученных леворуких детей, обычно исчезает к 8—10 годам, когда окончательно формируются стабильные связи между полушариями.
10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий, а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. И от вашего понимания, любви, терпения, умения вовремя помочь зависят успехи вашего малыша. С какими бы трудностями ни столкнулся леворукий малыш и в детском саду, и в школе, он с успехом преодолеет любые невзгоды, если будет постоянно ощущать родительскую поддержку, понимание и любовь, а также не будет чувствовать негативного отношения к леворукости у людей, чье мнение ему дорого.