Успех
воодушевил Монтессори, и она решила серьезно заняться педагогикой.
Будучи врачом, она исходила из понятных ей биологических аналогий:
пребывая в утробе матери, ребенок находится в безопасности и получает
все необходимое для своего развития; в момент же рождения он испытывает
серьезный стресс, который может негативно отразиться на его личности.
После рождения количество таких негативных воздействий возрастает.
Значит, надо обезопасить малыша от них и занять его деятельностью,
развивающей его природных способности. Для этого Монтессори предложила
создать специальную среду, отличную как от домашней, так и от казенной
обстановки традиционного класса. Появившись 100 лет назад, система
Монтессори, ориентированная на развитие детей, совершенствовалась и
завоевывала мир. Сегодня под эгидой созданной Марией Монтессори
Международной ассоциации (AMI) существует сеть курсов, которая готовит
педагогов для работы с детьми от 0 до 3, от 3 до 6, и от 6 до 12 лет.
Каждый возраст требует подготовки своей особой среды, и помещать
ребенка одного возраста в среду для детей другой возрастной категории
просто опасно. Педагог же, берущийся за работу с детьми от 0 до 3 лет
по системе Монтессори, должен не просто знать об особенностях этого
возраста, но и иметь специальную подготовку. Тем не менее сама Мария
Монтессори считала, что идеальным местом для ребенка до трех лет
является родительский дом.
Дети в стране великанов
До Монтессори никто всерьез не задумывался о том, что малышу
неудобно жить в мире, где все сделано для взрослых и где он чувствует
себя как Гулливер, попавший в страну великанов. Такой взрослый мир
кажется ребенку хаосом, где все зависит от воли великана-взрослого,
порой несправедливого и даже жестокого, не готового заплатить самую
ничтожную цену за исследование ребенком окружающего мира. Так, стакан,
разбитый ребенком, может вызвать у взрослого гнев и послужить для
ребенка знаком, что он не имеет права на ошибку.
Монтессори со страниц своих трудов пыталась донести до всех, что
дети - не куклы в руках родителей и педагогов, что у них есть свои
интересы и потребности, которые необходимо учитывать в процессе
воспитания. Она сделала вывод, который актуален и по сей день: "Чтобы
воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним
наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу". И
действительно, наблюдать за ребенком, насильно усаженным за парту,
бессмысленно - что-либо, кроме быстрой потери интереса ко всему
происходящему, вы вряд ли увидите. Но когда ребенок занят важной и
интересной для него деятельностью, можно без труда заметить, как
проявляется его личность. Наблюдение за многими детьми (но не за
детским коллективом) позволяет вывести закономерности в развитии детей.
Так постепенно в ходе экспериментов с дидактическим материалом и
наблюдений за детьми и сформировалось то, что сегодня принято называть
методом Монтессори. Коротко Мария Монтессори назовет его "помощью
жизни". В этом смысле ее метод не имеет никакого отношения к
многочисленным технологиям раннего развития, потому что развитие имеет
свои законы, которые нельзя нарушать, и свой темп, который опасно
форсировать. Другое дело, что темп у каждого ребенка свой, и задача
педагога состоит в том, чтобы устранить препятствия на пути
естественного развития малыша. В современном понимании эта задача не
отличается от задачи воспитания, под которым понимают целенаправленное
создание условий для развития человека.
Система Монтессори предлагает свой целостный и логичный путь
воспитания, который коротко можно передать одной емкой фразой:
"Свободная работа ребенка в специально подготовленной среде".
Сочетание дисциплины и свободы
Свобода достаточно часто понимается как вседозволенность, разгул и
анархия - ничем и никем не ограниченная воля. Уже в первой своей книге
Монтессори пояснила, что ее понимание свободы не имеет никакого
отношения к свободе социальной. Прежде всего ее интересует
независимость ребенка от воли взрослого. Человек независим, когда он
умеет обслуживать себя сам, когда он может освоить новое с минимальной
посторонней помощью.
Тех, кто впервые попадает в группы Монтессори, удивляет, что дети в
них свободно перемещаются по классу, берут с полок любые предметы, но
при этом никто не бегает и не кричит. Дети сосредоточенно работают и
без напоминания взрослых ставят взятый материал именно туда, откуда его
взяли. Это поразительное сочетание дисциплины и свободы - прямое
следствие независимости, которой ребенок в детских садах Монтессори
проникается в первые же месяцы после прихода в группу.
Такая свобода действий позволяет ослабить социальные узы,
ограничивающие активность ребенка. Более того, специально
подготовленная среда поощряет деятельность детей, стимулируя их
осознанный выбор того или иного действия. По мнению Марии Монтессори, в
результате свободной деятельности ребенок сам строит себя как личность.
Вместе с тем, у Монтессори свобода - не вседозволенность, а защита
права ребенка на индивидуальность, на принятие самостоятельного,
ответственного решения. Малыш воспринимается как личность, имеющая
право на собственное мнение. Конечно, с таким ребенком труднее. Он
требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво
объяснить каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое
мнение в споре со взрослым. Вместе с тем с таким ребенком проще: он
уважает не только себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он
способен не только поражать взрослых открытиями, но и сотрудничать с
ними.
Только сотрудничество это происходит не так, как хочет сильная
сторона - взрослый, а так, как договорились взрослый и ребенок, приняв
общие правила взаимодействия.
Правила взаимоудобной жизни
Очень часто такие правила вывешиваются при входе в группу. Обычно
они воспринимаются как методический прием, легко переносимый в любое
дошкольное учреждение. Эти правила - для всех кто приходит в группу:
детей, родителей, посетителей, а главное - для воспитателей.
Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни
наград, потому что Мария Монтессори считала (и сегодня ее позиция
подтверждена многими детскими психологами), что ни то, ни другое
неприемлемо в отношении маленького ребенка. Его нельзя наказывать, но и
награда лишь порождает дух соревнования и может пробудить зависть,
поскольку, когда один выигрывает, все остальные проигрывают. В
педагогике Монтессори принято не хвалить, а поддерживать и одобрять то,
что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера или два
часа назад.
Сама идея выработки определенных правил, делающих жизнь в группе
удобной для всех, родилась из открытия Марией Монтессори сензитивных
периодов . Оказалось, что в эти периоды ребенок без серьезных усилий
способен учиться определенным вещам. Эти отрезки в жизни ребенка
коротки и уходят безвозвратно. В один из них - период порядка, ребенок
крайне негативно реагирует на резкие изменения в привычном окружении и
стремится найти индивидуальные правила организации своего окружения.
Стремление к упорядочению среды и отношений и лежит в основе
вырабатываемых совместно учителем и детьми правил. Они отражают те
реальные проблемы, которые возникают при выстраивании взаимоотношений в
группе.
Вот, например, как естественно рождается в группе правило говорить
тихо. После выходных дней учитель предлагает всем детям одновременно
рассказать о том, кто как отдыхал. Дети наперебой говорят. Потом
учитель просит всех замолчать, и спрашивает кого-нибудь из малышей,
может ли он повторить чей-нибудь рассказ. Выясняется, что никто никого
не слышал. Так дети сами понимают неудобство такого общения и вместе со
взрослым находят удобный вариант взаимодействия. Например: "Если я хочу
что-то сказать, я поднимаю руку" - или: "Если мы хотим друг друга
услышать, то говорим по одному". И так далее.
Учитель все время терпеливо напоминает о правилах и подчеркивает
свое уважение к ним и готовность им подчиняться. Каждое правило,
регламентирующее жизнь группы, - это маленький шедевр педагогического и
литературного мастерства. Ведь оно должно быть выражено в понятной и
позитивной форме. Каждое из правил подчеркивает один из аспектов общей
жизни, но предписаний не может быть бесконечно много, так как дети
просто не в состоянии будут их запомнить. И даже если какое-то
положение никак не может органично войти в общую жизнь, - это не повод
от него отказаться. Можно поискать другой ракурс, найти другую
формулировку для того, чтобы решить возникшую проблему.
Со временем правила так органично входят в жизнь группы, что старшие
дети обучают им вновь пришедших. Часто в группе Монтессори можно
услышать от ребенка: "У нас так делать не принято. Давай я тебе покажу
(расскажу), как надо". Дети, как известно, с большей охотой учатся друг
у друга.
Таким образом, предлагая некоторые рамки, разумные ограничения Мария
Монтессори расходится не только со сторонниками свободной педагогики,
но и со сторонниками строгой дисциплины. Вместе с тем дети в ее группах
в процессе познания мира с видимым удовольствием работают с
дидактическим материалом, всегда активны и любознательны. Детей в
группах Монтессори ненамного меньше, чем в традиционных. Хотя то, что
группы разновозрастные, позволяет на законном основании уменьшать их
численность. Но не по этой причине группы формируются из детей разного
возраста. Младшие дети получают в лице старших своеобразных
наставников, пример для подражания и ориентир для роста. Польза для
старших не меньше: - они сами с удовольствием выступают в роли
учителей, и в этой роли могут не только укрепить собственные знания, но
и почувствовать ответственность за другого человека.
Работа как игра
Термин "работа" в отношении детей вызывает множество споров. Сама же
Мария Монтессори постоянно подчеркивала, что в работе взрослого и
ребенка есть существенное и глубокое различие. Малыш во время занятий
не преследует внешних целей - эти цели, как правило, ставят перед ним
взрослые. Например, рисующий ребенок не ставит перед собой цели создать
шедевр. Он тренирует свою руку, выражает свои эмоции. Завершая
упражнение с каким-либо материалом, ребенок радуется не тому, что он
сделал что-то неповторимое, а тому, что у него, например, лучше
получилось то, что не получалось или плохо получалось вчера. Его работа
как деятельность, направлена на построение собственной личности, то
есть на внутренние цели, и в этом смысле она может быть названа игрой.
С другой стороны, у каждого материала Монтессори есть вполне
определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать
с ним, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести
короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой
можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь.
У Марка Твена нищий двойник короля был разоблачен, когда признался, что
колол орехи Королевской печатью. Он не подозревал, для чего нужна эта
круглая тяжелая штука. Так же и дети, чтобы понять окружающий их мир,
должны понять свойства окружающих их предметов.
Взрослый, видя пробудившийся у ребенка интерес к тем или иным
материалам, показывает, как с ними взаимодействовать. Это одна из его
задач. Другая, но не менее важная, задача - показать так, чтобы ребенок
захотел работать с материалом самостоятельно. У нормального ребенка
есть желание исследовать мир, есть поле, которое он хочет исследовать,
названное российским психологом Л.С. Выгодским зоной ближайшего
развития. Войти в эту новую для себя зону малыш пока не может без
помощи взрослого. Вот для этого и нужен короткий урок, толчок к
самостоятельному исследованию, к деятельности, которая строит психику
малыша.
Здесь Монтессори расходится с некоторыми представителями советской
психологии, предположившими, что ребенка можно сформировать так, как
это необходимо. Необходимо кому? Есть ли у ребенка внутренние силы,
которые позволят ему выдержать ту нагрузку, которую предлагают ему
сторонники такого подхода? К чему в долгосрочной перспективе приведут
попытки форсировать развитие?
Тем не менее родители нетерпеливы. Они прочитали, что ребенок в
Монтессори-группе учится читать к пяти годам. Это действительно
случается, но ребенок никому ничего не должен. Мы можем подготовить
условия для его развития, мы можем вовремя показать ему необходимый
материал, руководствуясь своим знанием природы малыша и проявленным им
интересом, но нельзя дать гарантию, что "взрыв письма" или "взрыв
чтения" обязательно произойдет в назначенный нами день. Каждый ребенок
идет в индивидуальном темпе, и от слишком многих обстоятельств зависит,
когда он придет к цели, но придет он к ней сам и тогда, когда будет
готов. Чаще всего это получается у него раньше и качественнее, чем у
сверстников из обычных групп. В группах Монтессори ребенок учится не
столько получать знания, умения и навыки, сколько обретает себя через
познавательную деятельность.
Развивающая среда
Идея развивающей среды у Монтессори кажется простой и естественной.
В ней должен быть упорядочен окружающий ребенка мир взрослой жизни и
созданы безопасные условия для развития. Монтессори предполагала, что
со взрослением ребенка и изменением главных задач должно изменяться и
его подготовленное окружение. Как уже говорилось первой средой,
отвечающей всем потребностям развития еще не рожденного малыша,
становится его мать, потом эти функции перекладываются на дом. С трех
лет, когда, как считает итальянский врач, может быть начато осознанное
обучение, ребенок нуждается в профессионально организованной
развивающей среде, где педагог - и организатор среды, и ее неотъемлемая
часть. А в среде продумано все и нет мелочей. Мебель - светлых тонов,
легкая и подобрана так, чтобы детям всех возрастов было удобно.
В этой среде на специальных полках, открытых для всех детей группы,
в определенном порядке расположены дидактические материалы, являющиеся
стимулами к развитию. Весь материал расположен в логической
последовательности и разделен на области: область упражнений в
практической жизни, сенсорная область , область математического
материала и область развития речи, иногда говорят и о
естественнонаучной области. Каждая из этих областей имеет свое
предназначение. Благодаря упражнениям в области практической жизни
ребенок становится независимым, сенсорные упражнения позволяют
развивать его интеллект. Значимость "сенсорных эталонов", как назвали
часть материалов Монтессори, сегодня не оспаривает никто. Сенсорные
материалы непосредственно связаны с математическими материалами и
пособиями для развития речи. В этой дошкольной среде большинство
материалов - заводского производства. Ведь очень важно, чтобы они
привлекали ребенка, были эстетичны, точно выполнены и сделаны из
природных материалов. Никто не подгоняет развитие детей, но в среде
есть материал, который поможет им освоить все арифметические действия и
производить их сначала с конкретным, например "золотым", материалом, а
затем и с карточками. Обычно в Монтессори-группах есть небольшой живой
уголок и уголок отдыха. Хорошо, если на участке удается организовать
небольшой огород или цветник, за которым дети ухаживают сами. Словом,
среда ограничивается группой и площадкой у детского сада.
С 6 лет среда меняется. Теперь в ней в основном преобладают пособия,
сделанные руками учителя. Это различные плакаты, серии карточного
материала, заготовки для опытов и так далее. Хотя есть и заводской
материал, в основном математический и для изучения языка. Происходит
дальнейшее расширение окружения, в котором ребенок может удовлетворить
свои образовательные потребности. В него включаются библиотеки, музеи,
научные институты, в которых можно найти то, что интересует детей и
удовлетворяет их жажду знаний.
Монтессори-среда дома
Развивающую среду для детей до трех лет можно создать и дома.
Конечно, ее эффект будет не столь полным по сравнению с профессионально
созданной средой, но родителям важно помнить, что в этом возрастном
промежутке ребенку важно побольше двигаться, изучать окружающие его
вещи, разбирать и собирать простейшие конструкции, - чтобы исследовать
соотношение предметов разной величины, получить возможность их анализа
и синтеза. Также следует помнить: чтобы не одергивать ребенка
различными и бесконечными "нельзя", необходимо создать безопасные
условия для его неутомимой исследовательской деятельности. Как-то одна
мама пожаловалась, что ее маленький ребенок все время норовит залезть
на подоконник. Это действительно опасно. Когда мы стали анализировать
ситуацию, то оказалось, что мебель в комнате расставлена так, что
ребенок легко залезает на диван, стоящий у окна. Так что первое и
главное правило безопасной домашней среды - "Не провоцируйте ребенка,
не ставьте свой диван у окна в его мир".